ГБОУ «Курганская школа-интернат №25»
г.Курган
  • Профориентация

    Какие бывают профессии

    Профессия — это полезная для общества деятельность человека, которая приносит ему доход и требует специальной подготовки — теоретической и практической.

    Профессия объединяет в себе разные специальности.

    Специальность — отдельная отрасль, в которой работает специалист.
    Например, профессия врача включает в себя разные специальности: хирург, офтальмолог, терапевт и многие другие. Процесс приобретения знаний по выбранной специальности называется специализацией.

    А чтобы отличать специалистов по уровню профессиональной подготовки, придумали квалификации. Например, врач высшей категории или главный инженер проекта. В IT-сфере это junior, middle, senior:

    junior — специалист без опыта или с незначительным опытом работы;
    middle — работник с опытом работы от 1 до 3 лет, который может выполнять задачи самостоятельно;
    senior — опытный специалист со стажем более 3 лет, который решает задачи любой сложности. Предвидит возможные затруднения, понимает долгосрочные последствия принимаемых решений, думает о снижении затрат и увеличении производительности.
    Эти категории довольно условные и для разных компаний требования к junior, middle, senior могут существенно отличаться.

    Должность — это трудовые обязанности, которые выполняет человек на предприятии, в компании или проекте в соответствии со своим положением в штате. Например, педагог может занимать должность учителя или завуча.

    Типы профессий
    Все профессии можно поделить на типы по объекту труда — то есть, с чем или кем человеку приходится работать. По системе Климова таких типов пять:

    «Человек–природа» — работа с растениями и животными, биологическими процессами. Пример: агроном, ветеринар, микробиолог, ботаник.
    «Человек–техника» — работа с техническими объектами и системами, материалами, энергией. Пример: механик, инженер, технолог, архитектор.
    «Человек–человек» — деятельность, связанная с людьми разного общества, группами и сообществами людей. Пример: психолог, продавец, парикмахер, юрист, учитель.
    «Человек–знак» — работа с использованием языков, условных знаков, цифр, формул. Пример: математик, программист, лингвист.
    «Человек–художественный образ» — деятельность по созданию, изучению и копированию художественных образов. Пример: художник, актер, писатель, дизайнер.
    Новые профессии, которые появляются на рынке, часто сочетают в себе два или больше типов. Например, блогер может объединять в своей деятельности типы «человек–человек», «человек–знак», «человек–художественный образ», «человек–техника».

    Распространен и подход Голланда. Он считал, что выбор профессии включает себя среду и тип личности. Таких типов у него шесть:

    Реалистический. Принятие решений. Человек этого вроде личности эмоционально стабильный, с развитыми пространственным воображением, ловкий. Среда: манипулирование техникой и предметами.
    Исследовательский. Познавательная деятельность, наблюдение и анализ. Развито теоретическое мышление. Среда: наука и исследования.
    Артистический. Самовыражение, творчество, экспрессия. У таких людей богатая интуиция и развитое воображение. Среда: сфера искусств, использование навыков презентации.
    Социальный. Общение и взаимодействие с людьми, коллективные форматы задач. Человек этого типа амбициозен, чувствителен и эмоционален. Среда: общественная деятельность, работа с людьми.
    Предпринимательский. Осуществление своих идей, социальная активность. Представитель предпринимательского типа личности энергичен и импульсивен. Среда: бизнес, политика.
    Конвенциональный. Систематизирование информации, четкое следование инструкциям и планам. Этот тип удачно справляется с рутиной. Не эмоционален. Среда: работа, требующая точности, внимательности и усидчивости.

    Профессии будущего и тренды на рынке труда
    Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.

    Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.

    Как школьникам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья найти свое место в профессиональном сообществе?

     Специалистами региональных БПОО и РУМЦ СПО актуализированы два региональных Атласа:
    - " Атлас доступных профессий/специальностей СПО"
    - "Атлас доступных профессий для лиц с интеллектуальными нарушениями"

     Надеемся, что данные материалы помогут обучающимся старших классов, родителям будущих абитуриентов выбрать свое профессиональное будущее!

    Атлас доступных профессий/специальностей СПО

    Атлас доступных профессий для лиц с интеллектуальными нарушениями

    Видеоролик о Курганском государственном колледже

    Видеоролик о Курганском государственном колледже

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie